Пресвитер в православии: кто это?

Протопресвитер Протопресвитер

В современном Московском патриархате

Порядок совершения церковного обряда поставления во протопресвитера находится в Чиновнике архиерейского священнослужения. В современной Русской православной церкви известны следующие протопресвитеры:

  • Александр Дёрнов (1857—1923), протопресвитер придворного духовенства;
  • Александр Хотовицкий (1872—1937), священномученик (документально факт возведения в этот сан не подтверждён);
  • Феодосий Павловский (1866—1947)
  • Гавриил Костельник (1886—1948)
  • Николай Колчицкий (1890—1961);
  • Иоанн Соболев (1883—1976);
  • Михаил Помазанский (1888—1988, РПЦЗ);
  • Александр Киселёв (1909—2001, РПЦЗ→ПЦА);
  • Фериз Берки (1917—2006);
  • Василий Осташевский (1912—2007, УПЦ);
  • Виталий Боровой (1916—2008);
  • Константин Тивецкий (1925—2012, РПЦЗ);
  • Матфей Стаднюк (1925—2020);
  • Валерий Лукьянов (1927—2018, РПЦЗ);
  • Анатолий Ракович (род. 1937, Архиепископия западноевропейских приходов русской традиции);
  • Владимир Диваков (род. 1937);
  • Иоанн Гейт (род. 1945, Архиепископия западноевропейских приходов русской традиции);
  • Александр Лебедев (род. 1950, РПЦЗ).
  • Изюмский Василий Иванович (1927-2020).

Священнослужители

Служители Церкви, которые в Таинстве Священства получают особый дар благодати Святого Духа для совершения таинств и богослужения, научения людей христианской вере и управления делами Церкви. Существует три степени священства: диакон, священник и епископ. Кроме того, все духовенство делится на «белое» — женатых или давших обет безбрачия священников и «черное» — священников, принявших монашеский постриг.

  • Епископа поставляет собор епископов (т. е. несколько епископов вместе) в Таинстве Священства путем особой епископской хиротонии, т. е. рукоположения.
  • Епископом в современной русской традиции может стать только монах.
  • Епископ имеет право совершать все таинства и церковные службы.
  • Как правило, епископ стоит во главе епархии, церковного округа и окормляет все приходские и монастырские общины, входящие в его епархию, но может исполнять и особые общецерковные и епархиальные послушания, не имея своей епархии.

Звания епископов

Архиепископ — старейший, наиболее заслуженныйепископ.

Митрополит — епископ главного города, области или провинции или наиболее заслуженный епископ.

Викарий (лат. наместник) — епископ — помощник другого епископа или его наместник.

Патриарх — главный епископ в Поместной Православной Церкви.

  • Священника поставляет епископ в Таинстве Священства путем священнической хиротонии, т. е. рукоположения.
  • Священник может совершать все богослужения и таинства, кроме освящения мира (масло, используемое в Таинстве Миропомазания) и антиминсов (особый плат, освященный и подписанный епископом, на котором совершается литургия), и Таинства Священства — их может совершать только епископ.
  • Священник, как и диакон, как правило, служит в каком-то определенном храме, приписан к нему.
  • Священник, стоящий во главе приходской общины, называется настоятелем.

Звания иереев

Протоиерей — первый из иереев, обычно заслуженный священник.

Протопресвитер — особое звание, присваивается редко, как награда для наиболее достойных и заслуженных священников, обычно настоятелей кафедральных соборов.

Архимандрит (греч. начальник овчарни) — в древности настоятель отдельных знаменитых монастырей, в современной традиции — наиболее заслуженный иеромонах, соответствует протоиерею и протопресвитеру в белом духовенстве.

в настоящее время настоятель монастыря. До 2011 года — заслуженный иеромонах. При оставлении должности настоятеля звание игумена сохраняется. Награждённым саном игумена до 2011 года и не являющимся настоятелями монастырей это звание оставляется.

  • В диакона посвящает епископ в Таинстве Священства путем дьяконской хиротонии, т. е. рукоположения.
  • Диакон может непосредственно участвовать в совершении священником или архиереем таинств и богослужений, но не может совершать их самостоятельно.
  • Таинства и богослужения могут совершаться и без диакона.

Военное духовенство Российской империи

Основная статья: Военное духовенство Российской империи

12 июня года Высочайше утверждено “Положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств”. Учреждалось звание протопресвитера военного и морского духовенства, в ведении которого находились все церкви полков, крепостей, военных госпиталей и учебных заведений.

  • Желобовский, Александр Алексеевич – первый протопресвитер военного и морского духовенства русской армии
  • Аквилонов, Евгений Петрович – в 1910 сменил Желобовского А.А.
  • Шавельский, Георгий Иванович (—) – в 1911 сменил Аквилонова Е.П.

Шавельский Г. И. “Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота”.

В Российской империи

12 июня 1890 года Высочайше утверждено Положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств. Учреждалось звание протопресвитера военного и морского духовенства, в ведении которого находились все церкви полков, крепостей, военных госпиталей и учебных заведений, за исключением Сибири, где дальность расстояний делала неизбежным их подчинение епархиальным архиереям. При протопресвитере учреждалось духовное правление, которое играло ту же роль, что духовная консистория при епархиальном архиерее. Таким образом, протопресвитер был во многих отношениях уравнен в правах и функциях с последними. Однако, его ведомство, в отличие от епархий, не имело постоянной и обозримой территории, а представители военного и морского духовенства были поставляемы в сан ближайшими епископами, поскольку протопресвитер, не будучи архиереем, не имел права совершать хиротонию, он лишь избирал кандидатов. Также, епархиальные архиереи имели право надзора за военным и морским духовенством, служившим в пределах их епархий, осуществляли церковный суд над военными священниками.

Второй съезд военного духовенства в июле 1917 года постановил преобразовать Духовное Правление в Протопресвитерский совет из 10 человек, ввести выборность всех должностных лиц от благочинного до протопресвитера и заменить в войсках монашествующее духовенство белым. На заседании 9 июля 1917 года тайным голосованием Протопресвитеру Георгию Шавельскому было выражено единогласное доверие и он избран на занимаемый им пост пожизненно. В феврале институт военного духовенства был упразднён.

Всего, с 1890 года в России было 4 должности протопресвитера. Протопресвитер Большого придворного собора в Санкт-Петербурге заведовал придворным духовенством, был настоятелем Благовещенского собора и обычно состоял духовником императора и его супруги. На должность назначался Высочайшей властью, указом . На богослужениях в присутствии Высочайших Особ занимал первое место после архиереев. При нём состояла особая канцелярия, которая заведовала делопроизводством по назначениям на места, принимала метрические и другие книги от придворных священников, заведовала богадельней для вдов придворного духовенства и т. д. Последним протопресвитером придворного духовенства был Александр Дёрнов — с февраля († 13 октября ).

Титул протопресвитера имели также настоятели Успенского и Архангельского соборов в Москве.

Военный и придворный протопресвитеры входили в число членов Святейшего Синода.

В современном Московском патриархате

Порядок совершения церковного обряда поставления во протопресвитера находится в Чиновнике архиерейского священнослужения. В современной Русской православной церкви известны следующие протопресвитеры:

  • Александр Дёрнов (1857—1923), протопресвитер придворного духовенства;
  • Александр Хотовицкий (1872—1937), священномученик (документально факт возведения в этот сан не подтверждён);
  • Феодосий Павловский (1866—1947)
  • Гавриил Костельник (1886—1948)
  • Николай Колчицкий (1890—1961);
  • Иоанн Соболев (1883—1976);
  • Михаил Помазанский (1888—1988, РПЦЗ);
  • Александр Киселёв (1909—2001, РПЦЗ→ПЦА);
  • Фериз Берки (1917—2006);
  • Василий Осташевский (1912—2007, УПЦ);
  • Виталий Боровой (1916—2008);
  • Константин Тивецкий (1925—2012, РПЦЗ);
  • Матфей Стаднюк (1925—2020);
  • Валерий Лукьянов (1927—2018, РПЦЗ);
  • Анатолий Ракович (род. 1937, Архиепископия западноевропейских приходов русской традиции);
  • Владимир Диваков (род. 1937);
  • Иоанн Гейт (род. 1945, Архиепископия западноевропейских приходов русской традиции);
  • Александр Лебедев (род. 1950, РПЦЗ).
  • Изюмский Василий Иванович (1927-2020).

Чины в православии

Православная церковь состоит из народа божьего. Его делят на 3 типа:

  • миряне,
  • церковнослужители,
  • священнослужители.

Начинают чины в православной церкви миряне. Так называют обычный народ, который не призван к священнослужению. Именно из мирян Церковь выбирает служителей на все необходимые ступени. Именно эта часть людей играет наиважнейшую роль в жизнедеятельности церкви.

К церковнослужителям относят тип служителей, которые редко выделяются из мирян. Они также играют важную роль в жизни церкви. К этому типу относят:

  • сторожа,
  • чтецы,
  • певчие,
  • алтарники,
  • старосты,
  • трудники,
  • катехизаторы и прочие.

Этот тип людей может иметь определенные знаки отличия на одежде или никак не отличаться.

Заканчивают церковные чины православной церкви по возрастанию священнослужители. Их принято называть клиром или духовенством. Также есть разделение на черных и белых:

  • белое носит женатое духовенство,
  • черное – те, кто монашествуют.

Управлять церковью может лишь черное духовенство, которое не имеет семейных забот. Клир также имеет определенную иерархическую степень. Итак, чины в церкви по возрастанию подразделяются на 3 степени:

Первые 2 категории могут включать в себя как монашествующих, так и женатых. А вот в третьей группе могут быть только те, кто приняли монашеский постриг. Относительно этому порядку располагаются и все церковные звания, а также должности у православных.

Епископы

Это наивысший священный чин. В прямом переводе с греческого данное понятие переводится как «архиерей» или «надзирающий». Священнослужитель становится епископом после Таинства Хиротонии, по-другому Рукоположение. Его проводит собор епископов, то есть несколько священнослужителей этого ранга, собравшиеся вместе.

В православной традиции епископы наделены теми же полномочиями, что и апостолы. Они возглавляют приходы, а также являются непосредственными руководителями священнослужителей. Имеет право проводить все без исключения Таинства.

Епископы считаются равными по благодати, однако, ради получения помощи в трудных ситуациях часть епископов наделяется дополнительными правами.

Патриарх

Это епископ, руководящий православной церковью в целом государстве. Данный титул дословно переводится с греческого как «семья» и «начальствующий».

При этом в отдельных православных странах церковью руководит архиепископ, например, в Польше или Греции. В Грузии и Албании во главе стоит католикос, а Александрийской и Римской церквями управляет папа.

Митрополит

Это словно с греческого переводится как «столичный». Митрополитом называют руководителя значительной по территории церковной области. В православии ее именуют епархией.

В своей структуре епархии подразделяются на благочиния, еще более мелкая территориальная единица – приход. Митрополит – это почетный священнический титул, являющийся также своеобразной наградой за многолетнее служение церкви или особые заслуги.

Архиепископ

В раннем христианстве сан архиепископа в церковной иерархии стоял выше митрополита. В его непосредственном ведении значилось несколько митрополий, находившиеся в подчинении ему.

В настоящее время в РПЦ архиепископ – почетный сан, предшествующий митрополиту.

Епископ

Священник в сане епископа руководит относительно небольшой по площади территорией. В некоторых случаях у него есть в управлении самостоятельная область или он может являться помощником старшего по рангу архиерея. В таком случае его называют викарным. То есть он сам не имеет собственной епархии в управлении, а обязан помогать в руководстве местному архиерею.

Церковная иерархия

Чины святости православной церкви берут свое начало еще с ветхозаветных времен. К низшей ступени священства относят дияконов. Это считается низшим чином, при рукоположении в который обретается благодать, которая нужна для проведения тех действий при богослужение, которые положены на него.

Этому рангу запрещено самостоятельно проводить обряды, таинства и службы. Его основная роль – помощь священнику. Монах, которого возвели в сан диякона, называется иеродиаконом. Те, кто длительное время прослужил в данном сане и хорошо себя зарекомендовал получает новое звание: у белых – протодьяконов, у черных – архидиаконов. Последние могут служить при архиерее. Если по той или иной причине диякона нет, то его функции может исполнять иерей или епископ.

Вторая ступень священнической иерархии включает в себя иные звания, которые идут по возрастанию. Отдельное место занимают тут священники или как их еще именуют пресвитеры или иереи, а в монашестве – иеромонахами. Это уже степень выше, чем диякон. Они способны совершать большинство святых таинств, кроме возведения в сан, а также освящение мира и антиминсов. Они руководят религиозной жизнью сельских и городских приходов, где могут занимать пост настоятелей.

Подчиняются они непосредственно епископу. После длительной и безупречной службы в белом духовенстве его могут поощрить званием протоирея или протопресвитера, а в черном – игумена. Среди монашества игумен может быть назначен на должность настоятеля прихода или обычного монастыря. Если его планируют назначить на должность настоятеля лавры или крупной обители, то должны ввести в сан архимандрита. Именно эта степень и формирует епископат.

Далее следуют епископы. Их еще называют архиереями, а точнее начальниками иереев. Они уже имеют право совершать все без исключения таинства. Они также могут рукополагать во священство дияконов. Наиболее заслуженных епископов называют архиепископами. Столичных же называют митрополитами. Если возникают такие ситуации при которых одного епископа назначают в помощь другому, то ему надлежит носить звание викарий. Они могут стоять во главе областных приходов, которые именуют епархиями.

Высшим чином в православной церкви является патриарх. Эта должность выборная. Его назначают Архиерейским Собором и он вместе со Священным Синодом руководит всей поместной церковью. Этот сан пожизненный, но в определенных случаях ариерейский суд может отстранить патриарха и отправить на покой. Пока место вакантно, может быть избран местоблюститель, который будет выполнять свои функции до законного избрания патриарха.

Необходимо помнить о том, что есть еще определенная группа людей – церковнослужители. Это псаломщики, иподиаконы, пономари. Они занимают свое место без рукоположения, а по благословению протоирея или епископа.

Зная такие тонкости Вы больше никогда не почувствуете неудобство при обращении к священнослужителям.

Церковнослужители

Не являются частью основной иерархии священнослужителей. Это служители Церкви, которые поставляются на свою должность не в Таинстве Священства, а путем хиротесии, т. е. по благословению епископа или по благословению настоятеля храма. Они не имеют на себе особого дара благодати Таинства Священства и являются помощниками священнослужителей.

Иподиакон — участвует в архиерейском богослужении в качестве помощника епископа.

Псаломщик/чтец, певчий— читает и поет во время богослужений.

Пономарь/алтарник — наиболее общее название помощников при богослужении. Созывает верующих на богослужение звоном в колокола, помогает в алтаре при богослужениях. Иногда обязанность звонить в колокола поручается особым служителям — звонарям, но такая возможность есть далеко не во всяком приходе.

В Российской империи

12 июня 1890 года Высочайше утверждено Положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств. Учреждалось звание протопресвитера военного и морского духовенства, в ведении которого находились все церкви полков, крепостей, военных госпиталей и учебных заведений, за исключением Сибири, где дальность расстояний делала неизбежным их подчинение епархиальным архиереям. При протопресвитере учреждалось духовное правление, которое играло ту же роль, что духовная консистория при епархиальном архиерее. Таким образом, протопресвитер был во многих отношениях уравнен в правах и функциях с последними. Однако его ведомство, в отличие от епархий, не имело постоянной и обозримой территории, а представители военного и морского духовенства были поставляемы в сан ближайшими епископами, поскольку протопресвитер, не будучи архиереем, не имел права совершать хиротонию, он лишь избирал кандидатов. Также епархиальные архиереи имели право надзора за военным и морским духовенством, служившим в пределах их епархий, осуществляли церковный суд над военными священниками.

Второй съезд военного духовенства в июле 1917 года постановил преобразовать Духовное Правление в Протопресвитерский совет из 10 человек, ввести выборность всех должностных лиц от благочинного до протопресвитера и заменить в войсках монашествующее духовенство белым. На заседании 9 июля 1917 года тайным голосованием Протопресвитеру Георгию Шавельскому было выражено единогласное доверие и он избран на занимаемый им пост пожизненно. В феврале 1918 институт военного духовенства был упразднён.

Всего с 1890 года в России было 4 должности протопресвитера. Протопресвитер Большой церкви Зимнего дворца — домового храма главной резиденции императорской семьи — заведовал придворным духовенством, был настоятелем Благовещенского собора и обычно состоял духовником императора и его супруги. На должность назначался Высочайшей властью, указом Святейшему Синоду. На богослужениях в присутствии Высочайших Особ занимал первое место после архиереев. При нём состояла особая канцелярия, которая заведовала делопроизводством по назначениям на места, принимала метрические и другие книги от придворных священников, заведовала богадельней для вдов придворного духовенства и т. д. Последним протопресвитером придворного духовенства был Александр Дёрнов — с февраля 1915 († 13 октября 1923).

Титул протопресвитера имели также настоятели Успенского и Архангельского соборов в Москве.

Военный и придворный протопресвитеры входили в число членов Святейшего Синода.

Rate article