РЕЛИГИОЗНЫЕ ДЕЯТЕЛИ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
    БИБЛИОТЕКА





     

     

    священник Сергий Модель

    секретарь Брюссельско-Бельгийско епархии

    Московского Патриархата

     

     

    Православная Церковь в Бельгии и Люксембурге*

     

     

    Далекое начало

     

    Расположенная на самом стыке границ латинской и германской культур территория будущей Бельгии и будущего Люксембурга была просвещена светом христианской проповеди еще в первом веке от Рождества Христова. Эта проповедь прорастала сквозь кровь мучеников, отдавших в этих землях свои жизни за Христа. Обретенная стабильность после почти двухвекового нашествия германских племен (III-Vвв.) позволила осуществить более глубокую христианизацию этих земель. Седьмой век в истории этих стран по праву называют «веком святых» : святой Аманд и святой Ремакль (апостол Арденн), святой Ламберт Льежский и святая Гертруда Нивельская. Эти святые неразделенной Церкви[1] вошли в диптихи как неутомимые сеятели Слова Божия, своей жизнью являвшие пример подлинного христианского смирения и любви, обратившие многих к поклонению истинному Богу. В последующие века их дело нашло продолжение в проповеди святого Губерта и святой Годеливы. Зависящие от Римского Патриархата христианские общины современной Бельгии и Люксембурга после раскола XI века оказались надолго отторгнутыми от полноты Православной Церкви. На протяжении почти восьми столетий контакты с носителями православной культуры были крайне редки. Исключением из них были лишь : контакты с византийцами вo вpeмя крестовых походов[2], поездка в Бельгию российского императора Петра I в 1717 году[3] и свадьба принца Вильгельмa Оранжского (наследникa трона Нидерландов, частью которых в то время была Бельгия) на сестре царя Александра I Анне Павловне в 1816 году[4]. Последняя устроила в своем дворце в Брюсселе[5] православную часовню, которая, к сожалению, прекратила свое существование после бельгийской революции 1830 года[6].

     

    Новая история

     

    Лишь только во второй половине XIX века в Бельгии появилось первое постоянное место совершения православного богослужения[7]. В 1862 году при Российском посольстве в Брюсселе была основана часовня святителя Николая[8]. Обслуживаемая священниками, направляемыми из России, эта часовня оставалась единственным очагом православной литургической жизни в стране до 1900 года, когда в портовом городе Антверпен была основана вторая церковь, на этот раз греческая, для моряков и коммерсантов[9]. Еще один греческий приход была открыт в Брюсселе в 1926 году и долгое время оставался главным греческим приходом в Бельгии[10].

     

    Православное присутствие в Бельгии получило новые силы, запитавшись от русской эмиграции XX века. Революция 1917 года породила исход из России более 1 миллиона беженцев[11], из которых около 8 тысяч осели в Бельгии[12]. Православные храмы, воспринимаемые многими как единственная связь с потерянной Родиной, становятся центрами, объединяющими вокруг себя русских изгнанников. Повсюду основываются новые приходы[13]. В 1920-1930 годах русские приходы открываются в большинстве крупных бельгийских городов: в Антверпене[14], Шарлеруа[15], Льеже[16], Генте, при русском детском доме в Намюре[17] и университетском городке Лувене. Последний был открыт благодаря бескорыстной помощи кардинала Мерсье, много сделавшего для русской молодежи, сохранившей о нем добрую память[18]. Устроенные в обычных домах, в подвалах и гаражах, новооткрытые приходы окормляются священниками, вышедшими из среды самой эмиграции. Вот всего лишь несколько имен : священники Петр Извольский[19], Владимир Федоров, Валент Роменский, Георгий Тарасов и Павел Голышев[20]. Два последних станут впоследствии архиереями – один во Франции, другой – в Советском Союзе.

     

    В эти же годы появляется проблема церковных юрисдикций среди эмиграции, связанная с трагическим разделением Русской Церкви за границей. B 20-e-30-e гoды прошлого века, рyсская православная эмиграция разделилаcь на три независимых и порой противостоящих друг другу группы-юрисдикции : Зарубежный Синод в Сремских Карловцах во главе с митрополитом Антонием (Храповицким), отвергавшиий какие бы то нибыло компромисы и контакты с советской властью, группа православных русских приходов в Западной Европе, во главе с митрополитом Евлогием (Георгиевским) в Париже (лишенная политических привязанностей и ставшая цветником православного богословия в эмиграции), перешедшая в 1931 году в подчинение Константинопольского Патриархата и приходы, оставшиеся верными Московскому Патриархатату, в ту эпоху находившемся под пристальным контролем советских властей. В Брюсселе в 1926-1927 годах прихожане храма св. Николая, порвавшие с митрополитом Евлогием, и последовавшие за архиереями Зарубежного Синода, создали свой собственный приход. Новая община обслуживалась священниками Василием Виноградовым и Александром Шабашевым, а затем –священником Чeдомиром Остоичем (сербом по происхождению). В 1935 году община Русской Православной Церкови за рубежом нaчaлa строить в Брюсселе настоящий православный храм с куполом, в стиле русских храмов XVI-го века. Новый храм, посвященный памяти царя Николая II и всех пострадавших от безбожной власти[21] стал самым красивым православным храмом Бельгии. Из-за наступившей войны церковь святого праведного Иова (память которого Церковь отмечает 19 мая – день рождения последнего русского императора) смогла быть освящена лишь в 1950 году. первым настоятелем (1950-1962 гг.) был святитель русского зарубежья Иоанн (Максимович), носивший в то время титул архиепископа Брюссельского и Западно-Европейского, затем его сменил отец Димитрий Хвостов.

     

    За исключением этих двух приходов, все остальные русские церкви продолжали подчиняться митрополиту Евлогию и с 1929 года управлялись его викарием в Бельгии - архиепископом Александром (Немоловским)[22]. С приездом этого первого православного архиерея в Бельгию, храм святителя Николая становится кафедральным собором, и в Брюсселе появляется православная кафедра. Бельгийское государство утвердило это решение изданием в 1937 году специального указа, придававшего епархии статус «учреждения общественной пользы» а ее главе титул «православного русского архиепископа Брюссельского и Бельгийского».[23]

     

    Вторая мировая война и оккупация Бельгии стала для православных общин тяжелым испытанием. Наряду с подлинными патриотами и активными участниками сопротивления (такими, к примеру, как архиепископ Александр (Немоловский), арестованный в 1940 году и вывезенный в Германию), некоторая часть русской эмиграции восторженно встретила приход Гитлера к власти, наивно полагая, что тот освободит Россию от большевиков[24]. Несколько православных приходов прекратили свое существование (в Антверпене, Генте, Лувене), другие же смогли сохранить общины и пережили трудные годы лихолетья. Во время бомбардировки в 1944 году церковный дом в Льеже был разрушен. Уже после войны, в 1953 году русская община Льежа воздвигла новый храм – маленькую церковь с пятью куполами.[25]

     

    После Второй мировой войны меняется и «юрисдикционная карта» Православной Церкви в Бельгии. Прихожане кафедрального собора святителя Николая, ведомые своим архипастырем – архиепископом Александром (Немоловским), вернувшимся из заключения, воссоединились в 1946 году с Матерью-Церовью и вернулись под омофор Патриарха Московского[26].

     

    1950-е годы были отмечены значительной эмиграцией греков, прибывших в Бельгию по экономическим причинам. Многие из них нашли работу на угольных шахтах.[27] С того момента греки образуют самую значительную и наиболее хорошо организованную православную общину в стране – их около 27 тысяч. Появляется более 10 новых приходов на всей территории Бельгии. Здесь начинал свое служение священник Эмилианос Тимиадис, будущий митрополит, представитель Константинопольского Патриархата при Всемирном Совете Церквей в Женеве. В 1969 году Вселенский Патриархат принял решение о создании в Бельгии своей архиепископии и благословил Эмилианосу (Захарополусу) быть ее первым правящим архиереем с титулом «митрополит Бельгийский, экзарх Нидерландский и Люксембургский». В 1974 году священник Пантелеимон (Контоянис) был рукоположен в викарии митрополита, а затем в 1983 году[28] – стал его преемником на бельгийской кафедре.

     

    Среди событий 1960-1970 годов особого внимания заслуживает приезд в Бельгию двух видных русских иерархов. В 1960 году на место почившего митрополита[29] Александра (Немоловского) был назначен епископ Василий (Кривошеин) – бывший афонский монах и известный богослов.[30] Специалист-патролог, изучавший всю жизнь творения Отцов Церкви, владыка Василий не боялся открыто выступать по самым острым проблемам современной жизни, включая вопрос преследования верующих в Советском Союзе. В 1976 году в Брюссель вернулся архиепископ Павел (Голышев)[31]. Будучи первоначально священником различных приходов в Бельгии и Франции[32], о. Павел на волне послевоенного патриотизма вернулся в 1947 году в Советский Союз, где был вскоре рукоположен в архиереи. Однако затем, в силу разных причин, он вновь эмигрировал и остаток своих дней (+1979 г.) служил в брюссельском храме Русского Экзархата (в юрисдикции Константинопольского Патриархата).

     

    Увеличение численности православных в Бельгии, появление новых ярких личностей и атмосфера открытости привлекли внимание местных властей. Теперь католические храмы часто предоставляются для совершения православных богослужений, а вскоре греческой общине была предоставлена возможность купить пустующий храм на авеню Сталинград. Величественный собор, расположенный рядом с Южным вокзалом, был переоборудован в соответствии с православными традициями и стал кафедральным храмом константинопольской епархии.

     

    Всё отчетливее становится насущно необходимым для православных детей эмиграции, а также для бельгийцев, принявших православие служить на местных языках. Это было с очевидностью понято архиепископом Василием (Кривошеиным) и архиепископом Георгием (Тарасовым) и в 1960-1970-х годах были созданы православные франкофонные и нидерландофонные общины (первая неудачная попытка имела место в 1935-1940 годах). В Брюсселе франкофонные приходы были открыты: приход Покрова Божией Матери (о. Иосиф Лямин), и Святой Троицы и святых Косьмы и Дамиана[33] (оо. Петр Струве[34] и Марк Никез). В Генте появился нидерланофонный приход святого Андрея (о. Игнатий Пекштадт)[35].

     

    С этого времени православные начинают лучше интегрироваться в бельгийское общество. Различная активность (конференции, конгрессы, паломничества и встречи, молодежные движения и иконописные курсы) встречают с тех пор всегда положительный отклик. Определенный всплеск интереса к православию был вызван и благодаря визитам глав Православных Церквей таким как: Патриарх Румынский Юстиниан в 1972 году и Патриарх Константинопольский Варфоломей в 1993, 1994[36], 1996 и 2004 годах.

     

    Что касается бельгийских властей, то они проявляют благожелательность по отношению к Православию. В 1980 году король Бодуэн (+1993 г.) посетил православную церковь в Генте, а в 2003 году нынешняя королева Паола присутствовала за крещенским богослужением в храме при Представительстве Русской православной Церкви при европейских международных организациях. В 1985 году в Бельгии (и в 1998 году в Люксембурге) Православие было признано официальной конфессией[37]. Благодаря этому Православная Церковь стала ясно видимой реальностью на сегодняшнем церковном пейзаже в Бельгии и Люксембурге.

     

    Современное положение

     

    Сегодня в Бельгии насчитывается около[38] 70-80 тысяч[39] православных христиан (т.e. менее oднoго процента населения). Изначально греческая община была самой многочисленной, но новая волна эмиграции рускоязычных граждан из бывших советских республик постепенно меняет ситуацию. В Люксембурге численность составляет 1 тысячу. Более 45 православных приходов Бельгии обслуживаются 4 епископами, 54 священниками и 9 диаконами различных юрисдикций[40].

     

    Епархия Константинопольского Патриархата[41] (с кафедрой в Брюсселе) насчитывает 23 приходa в Бельгии[42] и 1 приход в Люксембурге. С недавнего времени функционирует еще в Брюсселе 1 грузинский приход, входящий также в константинопольскую епархию. Епархия управляется правящим архиереем – митрополитом Бельгийским Пантелеимоном (Контоянисом) и его двумя викариями – епископом Евменийским Максимом (Мастиxисом) и епископом Синопским Афинагором (Пекштадтом). Митрополит Пантелеимон представляет православных всех юрисдикций перед бельгийским государством[43] и властями Люксембурга[44].

     

    Если в большинстве своем константинопольские приходы стараясь сохранить языковую и культурную идентичность своих соотечественников служат на греческом языке и направлены, прежде всего, на окормление греческой диаспоры, то есть все же несколько приходов (Брюссель, Гент, Кортрейк[45], Брюгге[46]) – где богослужение совершается на местных языках. Управляет этими приходами епископ Афинагор (Пекштадт) – сын известного православного священника из Гента – o. Игнатия Пекштадта, кореннoй бельгийц принявший православие. Очень интересен опыт прихода в Перон-ле-Бинш, где богослужебные песнопения исполняются на французском языке, но на византийский напев.

     

    Отметим также, что константинопольская епархия имеет Центр богословского образования[47] (создан в 1997 году священником Домеником Вербек при поддержке Свято-Сергиевского Православного Богословского Института в Париже). В ведении константинопольской епархии находятся вопросы координации преподавания Основ православия в общеобразовательных бельгийских школах, окормления тюрем и больниц, а также подготовки теле и радио передач о Православии в бельгийских масс-медиа.

     

    Бельгийская епархия Московского Патриархата (с кафедрой в Брюсселе) насчитывает 12 приходов[48], среди которых 1 мужской монастырь[49] в небольшом фламандском селении Первейз на бельгийском побережье и, с недавних пор, небольшая женская обитeль в Тразеньи (близ Шарлеруа). С 1987 года епархией управляет архиепископ Симон (Ишунин), временно являющийся также правящим архиереем и Нидерландской епархии Русской Православной Церкви[50]. Приходы состоят из представителей старой эмиграции, их потомков, новых эмигрантов, а также коренных бельгийцев и людей самых разных национальностей, принявших православие. Службы совершаются на славянском, французском или нидерландском языках.

     

    В Бельгии также существуют 4 прихода, находящихся в юрисдикции Архиепископии православных приходов русской традиции – Экзархата Константинопольского Патриархата с центром в Париже[51]. Бывший глава Экзархата – архиепископ Сергий (Коновалов) (+2003 г.)[52] долгое время был священником в Брюсселе, нынешний же глава – архиепископ Команский Гавриил (Де Вильдер), также бельгиец по своему происхождению[53]. Эти приходы входят в состав благочиния Бельгии и севера Франции (благочинный: священник Ги Фонтен из Льежа).

     

    Три русских прихода – два в Брюсселе и один в Люксембурге относятся к юрисдикции Русской Православной Зарубежной Церкви. Эти приходы управляются епископом Женевским и Западно-Европейским Михаилом (Донсковым).

     

    В целом, православные русские приходы сталкиваются сегодня с теми же проблемами, с которыми столкнулась в свое время греческая диаспора. Объединявшие до недавнего времени верующих, в большинстве своем, уже окончательно интегрировавшихся в европейскую реальность, некоторые приходы начали использовать в своем богослужении местные языки. Однако значительная волна новых эмигрантов из республик бывшего СССР вновь увеличила долю русскоязычных прихожан, и ситуация постепенно меняется.

     

    Помимо греческих и русских, в Бельгии действуют также 4 прихода Румынской Православной Церкви[54] (в Брюсселе, Антверпене, Льеже и Алосте), 1 приход Болгарской православной Церкви[55] и 1 – Сербской Православной Церкви[56] (оба в Брюсселе). Эти Православные Церкви не имеют своих епархий на территории Бельгии, и данные приходы находятся в подчинении архиереев Западной Европы. В Великом герцогстве Люксембург также есть 1 сербский и 1 румынский приходы.

     

    Следует сказать о 2 украинских приходах (один из которых построил красивую церковь в стиле украинского барокко в городе Генке, провинции Лимбург) юрисдикции Константинопольского Патриархата[57]. Последние хоть и входят официально в состав константинопольской епархии, однако находятся несколько в стороне от общеправославных отношений с другими приходами.

     

    В целом, несмотря на отсутствие центрального единого всеправославного органа (как, к примеру, Ассамблея Православных Епископов Франции), связи между православными общинами Бельгии очень тесные и дружественные. Одним из примеров такого единства служит совместное богослужение представителей всех юрисдикций в праздник Торжества Православия в греческом кафедральном соборе Брюсселя. Православные активно взаимодействуют в рамках таких организаций и движений как: Православное братство Бельгии, бельгийское отделение Синдесмоса. Плодами данного сотрудничества стала организация и проведение Православных конгрессов в Брюгге (1972 г.), в Натya (1977 г.) и в Бланкенберге (2000 г.), а также Конгрессов православного бpaтства Западной Европы, проходивших в Генте (1983 г.) и Бланкенберге (1993 и 2005 гг.). Большинство приходов выпускают свои бюллетени, что дополняется совместным изданием православного журнала на французском языке «Диакония»[58].

     

    Нельзя не сказать об межхристианских связях. Православные Бельгии представлены в различных экуменических организациях: АКАТ (Общехристианское движение за отмену пыток), Пакc-Кристи и других. Присутствие там православных, безусловно, остается недостаточным, что можно объяснить их малой численностью по сравнению с остальными конфессиями в Бельгии. Следует отметить конструктивные и дружественные связи с Католической Церковью и, в особенности, с известным монастырем Шеветонь[59].

     

    Поскольку Брюссель является столицей Европейского Союза, здесь сосредоточено большое количество различных общественных и неправительственных организаций, среди которых особое место занимают представительства Православных Церквей при ЕС. Первым среди них стало Представительство Константинопольского Патриархата при Европейском Союзе[60], затем было создано Представительство Элладской Православной Церкви[61] и в 2002 году – представительствo Московского Патриархата[62] (глава Представительства – епископ Венский и Австрийский Иларион) – и представительство Румынской Православной Церкви. По мере расширения Евросоюза в ближайшем будущем следует ожидать появления представительств других Поместных Православных Церквей.

     

    Обзор современного положения Православия в Бельгии и Люксембурге был бы не полным, если обойти вниманием особую ситуацию с официальным статусом Православия в этих странах. В 1985 году Православие было признано бельгийским государством в качестве официального религиозного культа[63], наряду с католичеством, англиканством, протестантизмом, иудаизмом и исламом. Это официальное признание дает православным в Бельгии определенные права, равно как и налагает на них обязательства. Подобное решение о придании Православию статуса официального культа было принято в 1998 году и в Люксембурге.

     

    Получение официального признания со стороны государства связано со следующими правами[64]:

    – выделение государством денежного содержания священникам официально признанных приходов

    – предоставление православным эфирного времени на государственных радио и телевизионных каналах, где имеются специальные передачи

    – выделение государством ставок для священиков-капеланов, окормляющих больницы и тюрьмы

    – преподавание Основ православной религии в средних общеобразовательных школах (начиная c 1988г. во Фландрии, а с 1997 г. и в Валонии). Ээтот предмет входит в состав программы по выбору.

     

    Обязательства же, наложенные данным законодательством, подразумевают, прежде всего, ответственность и равноправие перед законом в многоконфессиональной стране.

     

    Будущее

     

    Будущее Православия в Бельгии и Люксембурге – как и в другиx странах Западной Европы – в руках Божиих. Православные общины самых разных национальностей должны динамично развиваться в сторону более глубокого укоренения в культуру стран, где они пребывают, оставаясь при этом едиными и сохраняя вечныe и неизменныe традиции Православной Кафолической Церкви. Несмотря на существующие различия, православные остаются крепко связанными единством в вере и таинствах. Сегодня они стоят перед задачей усилить свое совместное свидетельство. Вызовы современного мира требуют от нас непрестанной проповеди Слова Божия, и в этом мы можем и должны действовать вместе с другими христианами.

     

    (© перевод с французского – Д. А. Агеев)

     

     

    Библиография

     

    - L’Eglise orthodoxe en Belgique, Annuaire [Православная Церковь в Бельгии. Ежегодник], Gent, ed. Apostel Andreas.

    - Patriarcat œcuménique, Sainte Métropole de Belgique, Calendrier 1999 [Вселенский Патриархат. Бельгийская митрополия. Календарь за 1999 год., на греч. яз.], Bruxelles, 1999.

    - Bieliavsky, N., Le Cardinal Mercier et l’emigration russe en Belgique [Н. Белявский, Кардинал Мерсье и русская эмиграция в Бельгии], Irénikon. Revue des Moines de Chevetogne, t. LXXVI, 2e trimestre 2003, pp. 179-198.

    - Coudenys, W., Leven voor de Tsaar. Russische ballingen, samenzweerders en collaborateurs in België [В. Kуденис, Жизнь за царя. Руские изгнанники, подпольщики и коллаборационисты в Бельгии], Leuven, Davidsfonds, 2004.

    - Евлогий (Георгиевский), митрополит, Путь моей жизни, Paris, Ymca-Press, 1947.

    - Fontaine, G.d.), Mélanges pour un cinquantenaireloccasion du 50e anniversaire de la paroisse orthodoxe russe de Liège) [Г. Фонтен, Сборник к пятидесятилетию русского православного прихода в Льеже], Liège, 2003.

    - Lahou, G., Libres propos : la reconnaissance du culte orthodoxe en Belgique // Bulletin de la Communauté orthodoxe de la Sainte Trinité [Г. Лау, Свободный разговор: признание православного культа в Бельгии], Bruxelles, juin-juillet 1988 et novembre-décembre 1988.

    - Model, S., Les Eglises orthodoxes locales : L’Eglise orthodoxe en Belgique [С. Модель, Православная Церковь в Бельгии] // ACER-Tribune, № 8, Paris, juin 1986, C. 55-64.

    - Model, S., Histoire de l’Archevêché orthodoxe russe de Bruxelles et de Belgique, [С. Модель, История Православной Русской Архиепископии в Бельгии] éd. de la Paroisse orthodoxe de-la-Protection-de-la-Sainte-Vierge, Bruxelles, 1996.

    - Model, S., L’Eglise orthodoxe en Belgique. Hier, aujourdhui, demain [С. Модель, Православная Церковь в Бельгии. Вчера, сегодня, завтра] // Le Messager orthodoxe, № 138 (I), Paris, 2003, C. 68-83.

    - Model, S., Un évêque russe en Belgique : Monseigneur Basile Krivochéine (1900-1985) [С. Модель, Русский архиерей в Бельгии: Архиепископ Василий (Кривошеин)] // Revue de la Fondation pour la préservation du patrimoine russe en Belgique, № 2, Bruxelles, novembre, 2005.

    - Model, S., LEglise orthodoxe en Belgique et au Luxembourg [С. Модель, Православная Церковь в Бельгии и Люксембурге] // C. Chaillot (dir.), Histoire de lEglise orthodoxe en Europe occidentale au 20e siecle, ed. Dialogue entre Orthodoxes, Paris, 2005.

    - Model, S., The orthodox Curch in Belgium and in Luxemburg [С. Модель, Православная Церковь в Бельгии и Люксембурге] // C. Chaillot (ed.), A Short History of the Orthodox Church in Western Europe in the 20th Century, Paris, Inter-Orthodox Dialogue, 2006.

    - Павел Недосекин, протоиерей, Свято-Никольский Собор Русской Православной Церкви в Брюсселе, Брюссель, изд. Xрама Cв. Николая, 1999.

    - Peckstadt, A.Y., Korte historische schets van een permanente orthodoxe aanwezigheid in Belgпe [А. Пекштадт, Краткий исторический очерк о постоянном православном присутсвии в Бельгии] // De Orthodoxe Kerk in Belgie, Jaarboek 1987-1988, Gent, ed. Apostel Andreas, 1987.

    - Peckstadt, A.Y., Découvrir et vivre l'Orthodoxie en Belgique. Le cheminement de l'Archiprêtre Ignace Peckstadt vers l'Eglise orthodoxe [А. Пекштадт, Открыть и жить Православием в Бельгии. Путь протоиерея Игнатия Пекштадта к Православию], Brugge, ed. Apostel Andreas, 2001.

    - Peckstadt, I., Quelques aspects de l’Orthodoxie en Europe occidentale [И. Пекштадт, Несколько аспектов Православия в Западной Европе] // Actes du Colloque sur l’Orthodoxie dans le monde, 27-28 février 1984, Paris, éd. du Comité orthodoxe des amitiés françaises dans le monde, 1985, C. 13-14.

    - Ронин, B., Церковная жизнь в русском Антверпене (1920-1960) // Slavica Gandensia, № 26, Gent, RUG, 1999, C. 117-160.

    - Сологуб, C., Русская Православная Церковь Заграницей, 1918-1968, New York, ed. Russian Ecclesiastical Mission, 1968.

    - Tamigneaux, N., Le cardinal Mercier et laide belge aux Russes (mémoire de licence en histoire, UCL) [Н. Таминьо, Кардинал Мерсье и бельгийская помощь русским. Дипломная работа на историческом факультете Лувенского Католического Университета], Louvain-la-Neuve, 1987. 

    - Страна Cинeй птицы. Русские в Бельгии, под ред. Е. Ваегеманса, М., Наука, 1995.

    - Wener, J., L’émigration russe blanche en Belgique durant lentre-deux guerres, (mémoire de licence en histoire, UCL) [Ж. Венер, Белая русская эмиграция в Бельгии между двух войн. Дипломная работа на историческом факультете Лувенского Католического Университета], Louvain-la-Neuve, 1993.



    *  Oпубликованнo, с некоторыми coкрaщениeми, в журнале « Церковь и Время », M., 3 / 2006, C. 163-174.

    [1] O бельгийских святых неразделенной Церкви cмотри: J. Hamblenne, Saints et saintes de Belgique au premier millénaire, éd. Altaïr, Braine-l'Alleud, Belgique, 2003 и http://la-france-orthodoxe.net/ru

    [2] именно из крестовых походов бельгийские рыцари привезли капсулу с Кровью Христовой, которая и ныне хранится в церкви г. Брюгге.

    [3] Cм. J. Driezen, Петр Bеликий в Бельгии // Страна Cинeй птицы. Русские в Бельгии, под ред. Е. Ваегеманса,  М., Наука, 1995 ; E. Waegemans, Петр Bеликий на землях Бельгии, Antwerp, Benerus, 1998 ; A. C. Намазова, Россия и Бельгия: диалог культур // Россия и Европа. Дипломатия и культура, М., Наука, 2002.

    [4] Сестра россисйского императора великая княгиня Анна Павловна в 1816 году вышла замуж за принца Вильгельма Оранжского, будущего монарха Нидерландов.

    [5] Сейчас в этом здании располагаются бельгийские Академии наук и литературы.

    [6] После провозглашения независимости Бельгии, Анна Павловна вместе с супругом переехала в Голландию, где также устроила православнyю часовню в своем дворце в Гааге.

    [7] S. Model, L’Église orthodoxe en Belgique. Hier, aujourdhui, demain [С. Модель, Православная Церковь в Бельгии. Вчера, сегодня, завтра] // Le Messager orthodoxe, 138 (I), Париж, 2003, C. 68-83 ; Père Serge Model, L’Église orthodoxe en Belgique et au Luxembourg [o. C. Модель, Православная Церковь в Бельгии и Люксембурге] // C. Chaillot (dir.), Histoire de lEglise orthodoxe en Europe occidentale au 20e siècle, изд. Dialogue entre Orthodoxes, Париж, 2005, C. 104.

    [8] Протоиерей A. Мальцев, Православные Церкви и Русские Учреждения вне России, Берлин, изд. Князь-Владимирского братства, 1905; м. Мария, К столетию храма свт. Николая в Брюсселе, Брюссель, рукопись, 1962 , C. 1; Протоиерей П. Недосекин, Свято-Никольский Собор Русской Православной Церкви в Брюсселе, Брюссель, изд. Xрама Cв. Николая, 1999, C. 2-4; Гедройц A., Русские эмигранты в Бельгии между двух войн // Страна cинeй птицы, , Русские в Бельгии,  под ред. Е. Ваегеманса Москва, Наука, 1995, C. 120.

    [9] Cм. A. Y. Peckstadt, Korte historische schets van een permanente orthodoxe aanwezigheid in Belgïe, [Пекштадт А., Крaткий исторический обзор постоянного православного присутствия в Бельгии] // De Orthodoxe Kerk in Belgie, Jaarboek 1987-1988, Gent,  ed. Apostel Andreas, 1987.

    [10] Cм.: http://www.enoria.be

    [11] Cм. Ковалевский П., Зарубежная Россия. История культурно-просветительской работы русского зарубежья за полвека (1920-1970), Париж, Librairie des Cinq continents, 1971; M. Raeff, Russia Abroad: A Cultural History of the Russian Emigration, 1919-1939 [М. Раев, Русское заубежье: Культурная история русской эмиграции, 1919-1930] Oxford, Oxford UP, 1990; M. Groboff, La Russie fantôme. L’émigration russe de 1920 à 1930 [М. Гробов, Призрачная Россия. Русская эмиграция с 1920 по 1930 гг.], Paris, LAge dHomme, 1995; N. Struve, Soixante-dix ans d’émigration russe (1919-1989) [Н. Струве, Семьдесят лет русской эмиграции (1919-1989)], Paris, Fayard, 1996.

    [12] Гедройц А., Русские эмигранты в Бельгии, Указ. соч., C. 111-127; J. Wener, L’émigration russe blanche en Belgique durant lentre-deux guerres [Ж. Венер, Белая русская эмиграция в Бельгии между двух войн], mémoire de licence en histoireUCL, Louvain-la-Neuve, 1993.

    [13] Cм. Евлогий (Георгиевский) митр., Путь моей жизни, Париж, Ymca-Press, 1947

    [14] Cм. Ронин В., Церковная жизнь в русском Антверпене (1920-1960) // Slavica Gandensia, №26, Gent, RUG, 1999, C. 117-160

    [15] Cм.: http://www.podvorje.com/charleroi

    [16] Cм.: http://cyberliege.be/manifestations/liegeville/eglise-laveu/index.shtml

    [17] Cм. E. Emond, Les émigrés russes à Namur, 1923-1940 [Е. Эмонд, Русские эмигранты в Намюре], mémoire de licence en histoire – UCL, Louvain-la-Neuve, 1987.

    [18] Cм. N. Tamigneaux, Le cardinal Mercier et laide belge aux Russes [Н. Таминьо, Кардинал Мерсье и бельгийская помощь русским], Louvain-la-Neuve, 1987;  N. Bieliavsky, Le Cardinal Mercier et l’émigration russe en Belgique [Н. Белявский, Кардинал Мерсье и русская эмиграция в Бельгии] // Irénikon. Revue des Moines de Chevetogne, t. LXXVI, 2e trimestre 2003, C. 179-198.

    [19] Бывший Oбep-прокурор Священного Синода (1906-1909 гг.).

    [20] O всех этих священниках cм.: http://je.narod.ru

    [21] Сологуб С., Русская Православная Церковь Заграницей, 1918-1968, New-York, изд. Russian ecclesiastical mission, 1968, C. 270-274; Хитров А. М., Соломина О. Л., Храм-памятник в Брюсселе (документальная хроника). К 75-летию строительного комитета, Москва, изд. Паломник и Град Китеж, 2005.

    [22] Cм. Казем-Бек А., Знаменательный юбилей (50-летие архиерейского служения архиепископа Брюссельского и Бельгийского) // ЖМП, 1959, № 11, C. 13-16; Корнилий (Фристедт), иером., Митрополит Брюссельский и Бельгийский Александр. Heкpoлoг // ЖМП, № 8, 1960, С. 10-13. 

    [23] Королевский Указ от 5 июня 1937 г., утвердивший статус Архиепископии в качестве «общественно полезного учреждения» опубликован в бюллетене Moniteur Belge от 14 июня 1937 г., С. 3771-3774.

    [24] Cм. W. Coudenys, Leven voor de Tsaar. Russische ballingen, samenzweerders en collaborateurs in België [В. Kуденис, Жизнь за царя. Руские изгнанники, подпольщики и коллаборационисты в Бельгии], Leuven, изд. Davidsfonds, 2004.

    [25] Higoumène Gabriel (De Vylder), La paroisse orthodoxe russe à Liège [игум. Гавриил (Де Вильдер), Православный приход в Льеже] // Messager diocésain, № 6, Paris, janvier 1997, C. 8-10; См. также: N. Smirnova, Églises et cimetières russes remarquables [Н. Смирнова, Знаменательные русские храмы и кладбища] Париж, 1999, изд. Archevêché des Eglises Orthodoxes russes en Europe Occidentale, C. 112-118 и Père Guy Fontaine (dir.), Mélanges pour un cinquantenaire (à l’occasion du 50e anniversaire de la paroisse orthodoxe russe de Liège) [Г. Фонтен, Сборник к пятидесятилетию русского православного прихода в Льеже], Liège, 2003, C. 22-25.

    [26] Королевский указ от 27 октября 1947 года утвердил изменения статей 4, 6, 7, 8, 18 и 19 Устава Православной Русской Архиепископии в Бельгии. Указ опубликован в бюллетене Moniteur Belge 15 ноября 1947 года.

    [27] Cм. S. Kanakis, L’immigration grecque dans les bassins charbonniers de la Belgique et du nord de la France de 1945 jusqu’à aujourd’hui, [С. Канакис, Греческая эмиграция на угольных шахтах Бельгии и севера Франции с 1945 года по настоящее время] mémoire de maîtrise d’histoire – université de Lille III, Lille, 1983.

    [28] Митрополит Эмилианос был назначен митрополитом Косским. На этом посту он пребывает и по сей день.

    [29] За год до своей смерти, к пятидесятилетию епископского служения (1909-1959), владыка Александр был возведен в сан митрополита.

    [30] Помимо своего самых известных трудов о прпп. Григорие Паламе и Симеоне Новом Богослове, ставшими классикой православного богословия, владыка Василий был автором многочисленных научных и публицистических статей, а также воспоминаний. Cм.: Бобринский Б., прот., Памяти архиепископa Василия Брюссельского и Бельгийского // Вестник РХД, Париж, 1986. № 147. С. 206-209; Городецкий М., диак., Высокопреосвященнейший Василий, архиепископ Брюссельский и Бельгийский // ЖМП 1986, № 4. С. 34-38; Василий (Кривошеин), архиеп., Воспоминания, Нижний Новгород, изд. Братства св. Александра Невского, 1998; Церковь Владыки Василия (Кривошеина), изд-во Братства во имя св. Александра Невского, Нижний Новгород, 2004.

    [31] Cм.: http://je.narod.ru/mp/p_036.htm

    [32] Cм.: В. Ронин, Церковная жизнь в русском Антверпене, Указ. соч.

    [33] Cм.: A l’occasion de la dédicace de la nouvelle église de la Ste Trinité et des SS Côme et Damien à Bruxelles [К освящению нового храма Святой Троицы и святых Косьмы и Дамиана в Брюсселе] // Bulletin de la Communauté orthodoxe de la Ste Trinité, 11 bis, Bruxelles, 1982.

    [34] Cм. http://je.narod.ru/rs/s_050.htm

    [35] Cм. Peckstadt, A.Y., Découvrir et vivre l'Orthodoxie en Belgique. Le cheminement de l'Archiprêtre Ignace Peckstadt vers l'Église orthodoxe, [А. Пекштадт, Открыть и жить Православием в Бельгии. Путь протоиерея Игнатия Пекштадта к Православию], Bruges, изд. Apostel Andreas, 2001.

    [36] Cм.: Rapport de la visite de S.S. le patriarche œcuménique Bartholomée au Benelux [Отчет о визите Его Святейшества Вселенского Патриарха Варфоломея в Бенелюкс], Gent, изд. Apostel Andreas, 1995.

    [37] Cм. Ниже.

    [38] В виду отсутствия официальной статистики, данные сведения являются приблизительными.

    [39] Higoumène Athanase (Cabirou), Un aperçu de lEglise orthodoxe [Краткое обозрение Православия] Bruxelles, изд. Paroisse orthodoxe de la Protection de la Ste Vierge, 1998.

    [40] Cм. LEglise orthodoxe en Belgique, Annuaire [Православная Церковь в Бельгии. Ежегодник], Gent, изд. Apostel Andreas.

    [41] Митрополия Бельгии, Экзархат Нидерландов и Люксембурга. Cм. Patriarcat œcuménique, Sainte Métropole de Belgique, Calendrier 1999 [Вселенский Патриархат. Бельгийская митрополия. Календарь за 1999 год., на греч. яз.], Брюссель, 1999 и Интернет страницy: http://www.eglise-orthodoxe.be

    [42] Имеются также две православные часовни в аэропорту Брюсселя.

    [43] Королевский Указ от 15 марта 1988 года. Опубликован в бюллетене Moniteur Belge, 31 марта 1988 года

    [44] Закон от 10 июля 1998 года, утверждающий Конвенцию от 3 октября 1997 года между Правительством и Греческой Церковью Люксембурга. Опубликован в Mémorial, Journal officiel du Grand-Duché de Luxembourg, 20 августа 1998 года.

    [45] Cм.: http://heilige-amandus.myftp.org

    [46] Cм.: http://users.skynet.be/orthodoxie.brugge

    [47] Cм.: http://www.orthodoxie.be

    [48] Cм.: http://www.archiepiskopia.be

    [49] Cм.: http://www.orthodox.be

    [50] Cм.: http://www.ruskerk.nl/eparh.html

    [51] Cм.: http://www.exarchat.org

    [52] Cм.: Бередить совесть этого мира, Беседа с Сергием, архиепископом западно-европейских русских церквей // Русская мысль, № 4265, Париж, 15 апреля 1999 г., и http://www.la-france-orthodoxe.net/ru/tserk/konovalov

    [53] Cм.: http://www.la-france-orthodoxe.net/ru/tserk/gabriel_mai2003

    [54] Cм.: http://www.mitropolia-paris.ro

    [55] Cм.: http://www.rilaeu.com

    [56] Cм.: http://www.egliseorthodoxeserbe.org/fr

    [57] Cм.: http://www.ukraine.be/diasp/diaspora.html

    [58] Cм.: http://www.diakonia.be

    [59] Cм.: Антоний (Ламбрехтс), иером., Контакты между Русской Православной Церковью и монастырем Амэ-Шеветонь в 1926-2004 // Страницы, № 9:3 (2004), С. 349-365.

    [60] Cоздано в 1995 году.

    [61] Создано в 1998 году.  Cм.: http://www.regue.org

    [62] Cм.: http://www.orthodoxeurope.org

    [63] Закон от 17 апреля 1985 г. о признании органов управления, заведующих делами православного культа, Moniteur Belge, 11 мая 1985 г., C. 6870-6871. Закон бы впоследствии дополнен Королевским указом от 15 марта 1988 года о регистрации приходских советов православных приходов и от 1 августа 1988 года о внесении Православия в число официально признанных религиозных культов. Данные документы были опубликованы в бюллетене Moniteur Belge, от 31 марта 1988 г. и от 31 августа 1988 г. cоответственно.

    [64] Cм. G. Lahou, Libres propos : la reconnaissance du culte orthodoxe en Belgique // Bulletin de la Communauté orthodoxe de la Sainte Trinité [Г. Лау, Свободный разговор: признание православного культа в Бельгии], Bruxelles, juin-juillet 1988 et novembre-décembre 1988; См. также: La Revue Politique, n°4-5, Bruxelles, Cepess, 1999; C. Sagesser и V. De Coorebytter, Cultes et laïcité en Belgique, [K. Сажессер и В.де Кооребиттер, Культы и светскость в Бельгии] // Dossiers du Crisp, 51, Bruxelles, 2000 ; J.-F. Husson, Le financement public des cultes, de la laïcité et des cours philosophiques [Ж-Ф. Уссон, Государственное финансирование религиозных культов, нерелигиозных центров и философских сообществ] // Courrier hebdomadaire du Crisp, №1703-1704, Bruxelles, 2000.