Жизнь и наследие протопресвитера Александра Шмемана

Церковь божия во христе - сборник статей - протопресвитер николай афанасьев Протопресвитер

На пути ко священству

Имея твёрдое намерение овладеть давно интересовавшими его богословскими знаниями, он решил поступить в Парижский Свято-Сергиевский православный богословский институт, что и было исполнено.

Основанный в 20-х годах (XX века) при активном участии представителей русского зарубежья, институт являлся одним из важнейших духовных и просветительских центров Православия во Франции и даже в Европе.

За время обучения Александр проявил себя как талантливый, целеустремленный студент. Много времени он проводил за книгами и душеполезными беседами. Стараясь постичь все обязательные к изучению дисциплины, особое предпочтение он оказывал истории Церкви.

Так он стал учеником А. Карташева, видного историка, известного общественного деятеля, эмигрировавшего из России по тем же причинам, что и многие из его современников.

Карташев стоял у истоков создания Богословского института и был искренне предан науке. Под его мудрым и опытным руководством А. Шмеман составил и защитил кандидатскую диссертацию. Центральным предметом исследования этой работы стала Византийская церковная история.

В период с 1945 по 1951 год Александр Дмитриевич трудился в Свято-Сергиевском институте в должности преподавателя истории Церкви. Стремление глубоко преподать материал, сопровождаемое умением ясного и четкого изложения мысли, делали его объектом уважения как стороны студенческого коллектива, так и со стороны профессорско-преподавательского состава.

В январе 1943 года А. Шмеман связал себя браком с внучкой протоиерея Михаила Осоргина, Ульяной (Юлианой) Сергеевной. Брак получился счастливым. Их супружеский союз продолжался более сорока лет. В 1945 году Ульяна родила сына, Сергея. И дочерей: в 1944 дочь Анну, а в 1948 году Марию.

Детские, юношеские и молодые годы

Родился 13 сентября 1921 года, рос и воспитывался в довольно известной семье. Его родной отец, Дмитрий Николаевич, происходил из семьи государственного деятеля, сенатора Шмемана Николая Эдуардовича. Он верой и правдой служил своему Отечеству в лейб-гвардейском Семеновском полку.

Пожар февральской, а затем и октябрьской революций 1917 года, перевернувший политическую и социальную ситуацию в стране, вынудил его эмигрировать из России вслед за любимой супругой, Анной Тихоновной.

Семья Дмитрия Шмемана обосновалась в Эстонии. Здесь, в городе Ревеле, родился будущий протопресвитер Александр.

Пребывание на территории Эстонии продолжалось до 1928 года. Затем, Промыслом Божьим, семья перебралась в Белград; потом — во Францию, в Париж, где и осела.

С 1930 года Александр проходил обучение в Версальском кадетском корпусе. Здесь, помимо приобретения теоретических и практических знаний, он приобщался к ответственности, дисциплине и самодисциплине.

После выпуска из кадетского корпуса, состоявшегося в 1938 году, в 1939 году продолжил образование в лицее Карно.

Диаконское и священническое служение

В 1946 году Александр Дмитриевич удостоился возведения в сан диакона, а некоторое время спустя — в звание священника.

С этого же года он стал трудиться на должности помощника настоятеля Православного храма святых Константина и Елены, располагавшегося в Кламаре.

Пастырскую и научно-преподавательскую деятельность отец Александр сочетал с деятельностью редактора издания «Церковный вестник».

В 1951 году решением церковного начальства определен настоятелем храма Рождества Богородицы. Храм находился в Пти-Кламаре. Известность отца Александра как пламенного проповедника, способствовала привлечению под своды церкви (помимо местных прихожан) жителей из других областей.

В том же, 1951-м году, переселился, вместе с женой и детьми, в город Нью-Йорк и занял место доцента в Свято-Владимирской семинарии в США, при кафедре литургики и церковной истории. В силу сложившихся обстоятельств и личного желания самого священника А. Шмемана Северо-Американская митрополия приняла его под свою юрисдикцию.

Высокий образовательный уровень и популярность способствовали присвоению ему звания почетного доктора церковных наук целым рядом учебно-образовательных учреждений: Нью-Йоркской Генеральной богословской семинарией, Бостонским богословским институтом Святого Креста, Истонским колледжем Лафайет.

В 1953 году отец Александр был возведен в звание протоиерея.

В 1959 году успешно защитил диссертацию на соискание докторской степени. Содержание работы отображало исследование в сфере литургического богословия.

В 1962 году ему был доверен ответственный пост руководителя Свято-Владимирской семинарии. На этом месте он проработал до конца земной жизни. За время его деятельности был предпринят ряд продуктивных мер, повысивших качество семинарского образования и уровень внутренней дисциплины.

Кроме научной, пастырской и писательской деятельности, принимал участие в работе радио «Свобода», где вел специальную просветительскую религиозную программу.

С 1964 года состоял в членстве Митрополичьего совета. Пребывая на этом посту играл важную роль в формировании основ и признании автокефалии Православной Церкви в Америке.

В 1970 году по решению церковного руководства возведен в протопресвитера.

Смерть отца Александра наступила, когда он находился в Нью-Йорке, 13 декабря 1983 года.

Биография

Отец Александра Шмемана, офицер Белой Армии, был вынужден покинуть Россию после окончания войны и поселился в Таллинне. 13 мая 1921 года его жена родила близнецов Александра и Андрея. Их старшая сестра Елена скончалась в возрасте семи лет. Дети воспитывались матерью в религиозной атмосфере.

После короткого пребывания в Белграде семья, как и многие русские эмигранты, перебралась в 1930 году в Париж. Александр поступил в Кадетский корпус, а затем в парижский лицей Карно, прислуживая в кафедральном соборе Святого Александра Невского. После получения степени бакалавра он поступил в 1940 году в Свято-Сергиевский Богословский Институт , где учился под руководством профессоров о. Киприана (Керна) и о. Николая Афанасьева. Тогда же он знакомится с студенткой-филологом Юлианой Осоргиной из семьи русских эмигрантов и женится на ней 31 января 1943 года. У них родится трое детей.

30 ноября 1945 года в возрасте 23 лет Александр Шмеман был рукоположен митрополитом Владимиром (Тихоницким) и назначен вторым священником в церковь святых Константина и Елены в Кламаре, приход его жены, где настоятельствовал о. Киприан (Керн). Одновременно он преподает историю Церкви в Богословском Институте а также активно участвует в деятельности Русского Студенческого Христианского Движения. В 1951 году отец Александр получает приглашение от о. Георгия Флоровского преподавать в Владимирской семинарии в Нью-Йорке и вместе с семьей переезжает в Соединенные Штаты. Несмотря на тяжелые материальные условия, отец Александр находит во Владимирской семинарии свободу и открытость, благоприятные для развития его мысли. В июле 1959 года он защитил в Свято-Сергиевском Институте докторскую диссертацию на тему «Церковный устав: введение в литургическое богословие ». Помимо истории Церкви, литургика становится его основным предметом.

После перемещения Владимирской семинарии в нью-йоркский пригород Крествуд в 1962 году отец Александр был избран на должность декана и оставался им до своей смерти. Под его руководством семинария развивается и становится одним из ведущих центров Православия в Америке, обретая мировую известность. Для отца Александра это период напряженной работы : он пишет статьи и книги, преподает в нескольких университетах США, путешествует по стране с лекциями. Более тридцати лет он регулярно записывал религиозные передачи для русской службы Радио Свобода, которое транслировалось в направлении СССР. Среди его слушателей был Александр Солженицын, который после высылки на Запад станет его другом.

Отец Александр Шмеман – один из ведущих строителей Православной Церкви в Америке (OCA, Orthodox Church in America), участник переговоров с Московским Патриархатом, проводимых митрополитом Никодимом (Ротовым), которые привели к провозглашению автокефалии Американской митрополии в 1970 году. В качестве декана Владимирской семинарии, которую он превратил в живой центр Православной Церкви в Америке и как член Митрополичьего Совета, он активно содействовал развитию молодой Церкви, укреплению православного единства и влияния Православия в Америке. В 1962-63 гг. он принимает участие в качестве наблюдателя во Втором Ватиканском соборе. Отец Александр до конца жизни сохранял тесные связи с Францией, куда регулярно совершал поездки, и с Русским Студенческим Христианским Движением, председателем которого он был избран в 1981 году. Он также являлся постоянным сотрудником и автором «Вестника Русского Христианского Движения». Отец Александр скончался от рака в Крествуде 13 декабря 1983 г в возрасте 62 лет.

Rate article